Визуалы, аудиалы, кинестетики.
Школьное обучение для ребенка - это, в основном, процесс восприятия и усвоения предложенной информации.
В зависимости от особенностей восприятия и переработки информации людей условно можно разделить на четыре категории.
Визуалы - люди, воспринимающие большую часть информации с помощью зрения.
Аудиалы - те, кто в основном получает информацию через слуховой канал.
Кинестетики - люди, воспринимающие большую часть информации через другие ощущения (обоняние, осязание и др.) и с помощью движений.
Дискреты - у них восприятие информации происходит в основном через логическое осмысление, с помощью цифр, знаков, логических доводов. Эта категория, пожалуй, самая немногочисленная вообще среди людей. А школьникам младших и средних классов такой способ восприятия информации обычно вовсе не свойствен.
Так же индивидуально нужно подходить к каждому из них и в учебной работе.
Специалисты говорят:
- от визуала можно требовать быстрого решения задач;
- от аудиала - немедленного повторения услышанного им материала;
- от кинестетика лучше не ждать ни того, ни другого - он нуждается в другом отношении, ему нужно больше времени и терпения со стороны учителей и домашних!
При выполнении работы на уроке или дома рекомендуется:
- визуалу разрешить иметь под рукой листок, на котором он в процессе осмысления и запоминания материала может чертить, штриховать, рисовать и т.д.;
- аудиалу не делать замечания, когда он в процессе за поминания издает звуки, шевелит губами - так ему легче справиться с заданием;
- кинестетика не заставлять сидеть долгое время неподвижно; обязательно давать ему возможность моторной разрядки (сходить за мелом, журналом, писать на доске, дома - сходить в другую комнату и т.д.); запоминание материала у него легче происходит во время движения.
Разумеется, очень важно общаться с ребенком на "его языке":
- с визуалом используя слова, описывающие цвет, размер, форму, местоположение; выделяя цветом различные пункты или аспекты содержания; записывая действия, используя схемы, таблицы, наглядные пособия и др.;
- с аудиалом используя вариации голоса (громкость, паузы, высоту), отражая телом ритм речи (особенно головой) со скоростью, характерной для этого типа восприятия;
- с кинестетиком используя жесты, прикосновения и типичную для них медленную скорость мыслительных процессов; помнить, что кинестетики обучаются посредством мышечной памяти; чем больше преувеличения, тем лучше для запоминания; позволять им проигрывать в ролях части вашей информации.
Да и замечание ребенку произведет нужный эффект, если будет сделано "на его языке":
- визуалу лучше покачать головой, погрозить пальцем;
- аудиалу - сказать шепотом "ш-ш-ш";
- кинестетику - положить руку на плечо, похлопать по нему.
Разумеется, любой человек в своей жизни, и ребенок в том числе, использует самые разные каналы восприятия. Он может быть по своей природе визуалом, и это не значит, что другие органы чувств у него практически не работают. Их можно и нужно развивать. Чем больше каналов открыто для восприятия информации, тем эффективнее идет процесс обучения.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТРУДНОСТИ У ВЫПУСКНИКОВ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ЦЕНТРАЛИЗОВАННОМУ ТЕСТИРОВАНИЮ.
Для учителей-предметников важно знать о возможных психологических трудностях, которые могут возникнуть у учащихся.
Итак, тестирование имеет ряд особенностей. Эти особенности могут вызывать у выпускников различные трудности.
КОГНИТИВНЫЕ ТРУДНОСТИ
Это трудности, связанные с особенностями переработки информации, со спецификой работы с тестовыми заданиями. Вместе с тем тестирование предполагает формирование особых навыков:
- умения выделять существенные стороны в каждом вопросе и отделять их от второстепенных;
- умения оперировать фактами и положениями, выравниваниями из общего контекста;
- умения определить для себя, какие задания и в каком соотношении он будет выполнять.
Выбор оптимальной стратегии может представлять некоторую трудность для ученика. На этот выбор оказывает влияние множество факторов. Например, он может зависеть от уровня притязаний учащегося. Неумение адекватно оценивать свои возможности (завышенный или заниженный уровень притязаний) может привести к выбору неэффективной для себя стратегии (например, попытка обязательно, во что бы то ни стало решить задания группы С, не доделав задания группы А). Выбор стратегии, несоответствующей ожидаемому и возможному результату, может быть обусловлен и тем, что у ученика отсутствует информация о том, каким образом работа будет оцениваться (то есть, фактически о том, к какому результату приведут те или иные стратегии).
Выбранная стратегия определяет также особенности планирования и распределения времени. Для того, чтобы справиться с заданиями тестирования, требуется рационально распределить имеющийся временной промежуток в соответствии с выбранной стратегией и сложностью каждого задания: решить, сколько времени отвести на задания каждой группы, причем, скажем, на задания группы А его требуется меньше, чем на задания группы С. Неумение выпускника планировать время приводит к тому, что у него возникает страх не успеть, а это, в свою очередь, способствует нерациональному распределению времени и отрицательно влияет на результат.
Таким образом, для преодоления когнитивных трудностей необходимо двигаться в двух направлениях:
- осваивать навыки работы с тестами;
- помогать выпускнику вырабатывать индивидуальную стратегию деятельности.
ЛИЧНОСТНЫЕ ТРУДНОСТИ
Эти затруднения обусловлены:
- особенностями восприятия учеником ситуации экзамена;
- его субъективными реакциями и состояниями.
Прежде всего стрессовой является сама ситуация экзамена. Стресс на экзамене связан с тем, что эта процедура напрямую связана с самооценкой подростка: насколько я действительно умен, насколько могу справиться с предложенными мне заданиями? Дефицит времени значительно повышает тревогу ученика, у него появляется страх «не успеть».
ЧТО УСУГУБЛЯЕТ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТРУДНОСТИ УЧЕНИКА?
Прежде всего, это отсутствие полной и четкой информации о процедуре централизованного тестирования. При традиционной форме сдачи экзамена ученик может рассчитывать на поддержку со стороны взрослых , старших товарищей, учителей. Все они, так или иначе, сталкивались с экзаменами на различных этапах своей жизни и могут поделиться опытом: «Когда я сдавал экзамены (заканчивал школу и т.д. делал так». Тестирование – это нечто новое не только в опыте ученика, но и в опыте окружающих его людей. Они не могут поддержать его, потому что у них все было не так! Известно, что дефицит информации повышает тревогу. В ситуации тестирования фактически этот дефицит не может компенсировать никто: ни родители, ни учителя, ни старшие товарищи.
Традиционно ситуация экзамена в школе во многом смягчается тем, что учеников окружают знакомые люди. При сдаче тестирования выпускники лишены такой поддержки. Там все чужое – люди, учащиеся, помещение. Принимают и оценивают результаты экзамена незнакомые люди, что приводит к повышению тревоги и недостаточной концентрированности на задании.
Раньше выпускные экзамены традиционно считались своего рода «репетицией» вступительных экзаменов, что в значительной мере способствовало снижению тревоги при поступлении в институт. Подводя итоги, отметим, что основное следствие личностных трудностей – это повышенный уровень тревоги учащихся на экзамене, что приводит к дезорганизации деятельности, снижению концентрации внимания и работоспособности. Тревога – это весьма энергоемкое занятие. Чем больше ребенок тревожится, тем меньше сил у него остается на учебную деятельность. Поэтому преодоление личностных трудностей, прежде всего, должно быть направлено на снижение тревоги.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПЕДАГОГАМ-ПРЕДМЕТНИКАМ ПО ПОДГОТОВКЕ УЧАЩИХСЯ К ТЕСТИРОВАНИЮ
Педагогам-предметникам следует основное внимание направить на: усвоение учащимися психотехнических навыков сдачи тестирования. Эти навыки не только повышают эффективность подготовки к экзаменам, позволяют более успешно вести себя во время экзаменов, но и вообще способствуют развитию навыков мыслительной работы, умению мобилизовать себя в решающей ситуации, овладевать собственными эмоциями. Учителям надо активнее вводить тестовые технологии в систему обучения.
☼ Не зря говорят, что «нельзя научиться плавать, стоя на берегу». Систематические тренинги в выполнении тестовых заданий позволят реально повысить тестовый балл. Зная типовые конструкции тестовых заданий, учащийся практически не будет тратить время на понимание инструкции, к тому же будет у него сформирована привычка к этой форме проверки знаний.
☼ К тому же тестирование, интегрированное в повседневный учебный процесс, в текущий контроль знаний, позволяет учителю, своевременно выявив пробелы, их устранить, а с учениками, достигшими планируемых результатов, продолжить обучение на более высоком уровне. Сам ученик же получает информацию о своем уровне знаний, по сравнению с программными требованиями.
☼ Сосредотачивайтесь на позитивных сторонах и преимуществах учащегося с целью укрепления его самооценки.
☼ Помогайте подростку поверить в себя и свои способности.
☼ Помогайте избежать ошибок.
☼ Поддерживайте выпускника при неудачах.
☼ Подробно расскажите ученикам, как будет проходить централизованное тестирование, чтобы каждый из них последовательно представлял всю процедуру экзамена.
☼ Приложите усилия, чтобы родители не только ознакомились с правилами для выпускников, но и не были сторонними наблюдателями во время подготовки ребенка к экзамену, а наоборот, оказывали ему всестороннюю помощь и поддержку.
☼ Учитывайте во время подготовки и проведения экзамена индивидуальные психофизиологические особенности выпускников. Психофизиологические особенности – это устойчивые природные характеристики человека, которые не меняются с возрастом и проявляются в скорости протекания мыслительно-речевых процессов, в продуктивности умственной деятельности.